Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Святая мученица Татиана

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

Святая мученица Татьяна

В 1791 году при Московском университете открылся Домовый храм мученицы Татианы — день ее памяти совпал с днем основания университета. Не случайно Татиану называют «носительницей света благодатного, той, что озаряет сердца светом истины». Прихожанами Храма Татианы были многие поколения русской интеллигенции. Здесь отпевали писателя Н. В. Гоголя, историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, поэта А. А. Фета.

Татиана родилась в Древнем Риме — в городе, где издавна поклонялись языческим богам. На площадях и улицах стояли величественные храмы и святилища, где можно было принести жертву воинственному Марсу, могучему Геркулесу или охотнице Диане. Жители Рима почитали своих богов, веря, что от них зависит их здоровье, благополучие и богатый урожай. Но были в городе и христиане: они собирались тайно, в катакомбах, где молились Сыну Божиему Иисусу Христу.

О Христе Татиана узнала от своего отца, тайного христианина. Он был известным человеком в городе: трижды избирался консулом Рима. Когда у него родилась дочь, он решил назвать ее Татианой, «устроительницей». «Пусть устроит свою жизнь по-новому, со Христом», — подумал он.

Воспитывая дочь в вере и благочестии, отец много рассказывал ей об Иисусе Христе.
— Кто почитает Его за Бога, Создателя Вселенной, тот будет пребывать с Ним в раю, — учил он.
— А что такое «рай»? — спрашивала Татиана.
— Это Царство Божие, где царят истина, любовь и красота. Все мы дети Небесного Отца. Грех Адама и Евы лишил нас этого рая и ввел в мир, который пребывает во зле. Но Господь, желая спасти нас, послал Сына Своего, чтобы Он указал нам дорогу домой.
— Но как же попасть туда?
— В Царство Божие не попадают, но обретают его, подобно любви. Зарождается же оно в сердце человека, чьи помыслы устремлены к Богу. Верующие в Иисуса Христа и исполняющие Его заповеди удостоятся милости созерцать лик Божий, а грешникам уготована тяжкая участь — вечно пребывать во тьме.

Чем больше говорил отец, тем сильнее хотелось Татиане познать свет истины. Горя любовью к Иисусу Христу, она пожелала стать Его невестой и служить Ему, отдавая все свои силы Церкви.

Татиана была удивительна хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна.

Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему:
— Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!

И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана почти не интересовалась жизнью города, предпочитая мирской суете уединение и молитву. Но однажды уличный шум заставил ее подойти к окну.
— Смерть тирану! Долой Гелиогабала! — кричали солдаты, направляясь в сторону императорского дворца.

Вечером отец рассказал ей, что солдаты низвергли императора Гелиогабала и возвели на престол юного Александра Севера.
— Давно пора было убрать этого развращенного язычника! — сказал отец.

Гелиогабал поклонялся солнечному богу Эмезе и даже велел привезти из Сирии символ этого божества — черный камень аэролит. Культ Эмезе превратился во дворце в настоящие пьяные оргии, что вызвало недовольство солдат. А после того, как Гелиогабал стал покушаться на жизнь своего двоюродного брата Александра, чаша терпения переполнилась. Восставшие солдаты убили императора и его мать. Тело Гелиогабала протащили по всему городу и бросили в Тибр.
— Теперь христиан не будут притеснять, — закончил отец.
— Почему ты так думаешь? — спросила Татиана.
— Потому что мать нового императора христианка!

Мать Александра, Юлия Маммея, действительно оказалась благочестивой христианкой, а ее сын даже намеревался построить храм Христу. Но, признавая Иисуса Христа, он не отказывался от прежних богов. В своем дворце император устроил своеобразный пантеон обожествленных людей: Авраама, Орфея, Аполлония Тианского, Александра Македонского. Иисус Христос казался ему одним из них — святым человеком, которому он поклонялся наравне с другими.

Храм мученицы Татианы

При Александре жизнь в городе изменилась. Христианам разрешалось владеть недвижимым имуществом и свободно избирать своих епископов.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диакониссой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу!

Отец не напрасно назвал свою дочь Татианой. Помогать тем, кто нуждался в помощи, устраивать их жизнь, было ее призванием. Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диакониссы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.
— Татиана все устроит! — говорили про нее.

И действительно, рядом с Татианой все устраивалось самым чудесным образом — находились нужные врачи и лекарства, одежда для нищих, жилище для сирот, как будто невидимая рука подавала через нее необходимую помощь. Когда же ее благодарили, она неизменно отвечала:
— Не меня благодарите, Господа! Столь велико Его милосердие, что не оставит Он без ответа самую малую просьбу, самую скромную нужду!

К несчастью, не все одобряли свободу, данную христианам. Александр Север был молод, неопытен, и государством управляли его приближенные — члены государственного совета. Среди них был один, по имени Ульпиан, который отличался особой ненавистью к христианам. Это он составил сборник законов, направленных против верующих в Иисуса Христа. Это по его указу полилась кровь христианских мучеников, как в первые годы гонений.
— Будь осторожна, дочка! — предупреждал Татиану отец. — Ульпиан разослал приказ, чтобы всех христиан принуждали поклоняться римским богам, а в случае неповиновения предавать мучениям и смерти. Уже четверых из нашей общины казнили!

Татиана знала, как жестоко мучают христиан, отказавшихся поклониться идолам. Их истязали плетьми и крючьями, пытали раскаленным железом, спускали на них диких львов, привезенных для этой цели из Африки. Но в душе ее не было страха. Ей казалось, что она уже все это испытала. Однажды во сне она увидела себя окруженной дикими, злобными лицами. Ей протягивали орудия пыток, которые, касаясь ее, становились мягче глины. Ей связывали руки и ноги, но веревки чудесным образом развязывались. Рядом с ней рушились стены и падали статуи, а в отдалении, в лучезарном сиянии, стоял ее Небесный Жених. «Не бойся ничего, — говорил Он, — и, если претерпишь все муки до конца, будешь со Мной».

Прошло несколько месяцев, и Татиану схватили. Когда она предстала перед судом, сердца жестоких мучителей умягчились: от девушки исходил удивительный свет, а лицо сияло неземной радостью.
— Знаешь ли ты, каким богам поклоняется наш император? — спросил ее Ульпиан.
— Он поклоняется многим богам, — ответила Татиана.
— Поклонись и ты божественному Аполлону, — приказал Ульпиан.
— Для меня существует только один Бог — Иисус Христос, пострадавший за нас на кресте! — твердо ответила девушка.

Видя ее непреклонность, Ульпиан повелел силой привести ее в храм Аполлона и склонить перед идолом.

«Господи, не оставь меня в этот трудный час! — молила Татиана. — Дай силы выстоять и прости моих мучителей, ибо не ведают, что творят!»

Когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. Испугались мучители, ибо знак этот предвещал ничего хорошего. И вдруг статуя Аполлона пошатнулась, словно кто-то невидимый раскачал ее, упала и разбилась вдребезги.

Татиану стали избивать плетьми, но они отскакивали от нее и обрушивались на самих палачей.
— Господи! — взмолилась Татиана. — Пошли им свет истины, чтобы они узнали Тебя, любящего и милующего Бога!

И вдруг случилось чудо: мучители увидели ангелов, окруживших Татиану. Божия любовь коснулась их сердец, и они упали перед девушкой на колени.
— Прости нас, служительница истинного Бога! Прости, ибо не по своей воле причиняли мы тебе мучения! — молили они.

Все восемь человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли мученическую смерть.

На другой день Ульпиан вновь призвал Татиану. Увидев ее вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, он был немало изумлен и стал ласково уговаривать, чтобы она поклонилась идолам.
— Божественный Орфей своим пением приводил в движение деревья и скалы, укрощал диких зверей. Разве ты не признаешь его могущества? — вопрошал Ульпиан.

Но Татиана, ничуть не смутившись, отвечала:
— Орфей укрощал диких зверей, но укротить человеческие сердца может только Господь Иисус Христос!

Разгневался Ульпиан и приказал бить ее железными палками. Однако каждый раз удары получали сами мучители — ангелы Божии помогали святой.

На третий день Ульпиан повелел, чтобы Татиана принесла жертву богине охоты Диане.

По дороге к храму богини Татиана усиленно молилась:
— Господи, Ты знаешь, как я верю в Тебя! Как хочу, чтобы свет истины просветил их сердца! Помоги же мне, не оставь Свою верную невесту!

Внезапно раздался удар грома, из-за тучи сверкнула молния и ударила в храм. Когда дым рассеялся, все увидели, что от храма остались одни обломки…

Тогда святую повели на судилище, подвесили ее там и стали терзать железными крючьями. Потом бросили, чуть живую, в темницу и заперли двери. Ночью к измученной Татиане явились ангелы и залечили ее раны.

На следующее утро Татиану привели в цирк — так называлась площадь, окруженная рядом скамей. Здесь происходили состязания бойцов, сюда же бросали и христиан, на которых выпускали хищных зверей. Не переставая молиться, Татиана стояла посреди арены в ожидании новых мучений. Клетку, в которой содержались хищники, открыли и выпустили из нее свирепого льва. Все думали, что он разорвет девушку, но случилось обратное! Лев покорно, как котенок, улегся рядом и начал лизать ей ноги. Когда же льва попытались увести обратно в клетку, он внезапно кинулся на одного знатного сановника и растерзал его.

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

«Она чародейка!» — решили мучители и остригли Татиане косы. По поверью, волшебная сила чародейства таилась именно в волосах.

Но Татиана с улыбкой смотрела на своих палачей:
— Господи, разве можно уничтожить Твою силу? Она тверже самой крепкой стали! Потому что сила эта — любовь и живет она в сердце!

Тогда Татиану заточили в храме Юпитера, которого почитали отцом всех богов и людей, властителем неба и земли. Мучители надеялись, что вместе с волосами Татиана лишилась и своей чудесной силы и не сможет повредить их божеству. Два дня провела девушка в храме, и два дня ангелы ободряли и утешали ее. На третий день, отворив двери, нечестивцы увидели, что идол их упал и разбился. В самом же храме разливался неземной свет…

Видя это чудо, многие язычники обратились в христианскую веру. Тогда Ульпиан отдал приказ казнить Татиану. Он понял, что ему не сломить упорство девушки и чем больше будут ее пытать, тем больше язычников признают в Иисусе Христе единого Бога.

Вместе с Татианой мученическую смерть принял и ее отец, открывший ей истины веры. Казнь произошла в 226 году.

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика