Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Обряды

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

ВАРЕНИЕ КАШИ


Совершается этот обряд до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком.

Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, приговаривает: «Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать».

После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Сразу осматривали — полон ли горшок. Если каша вылезет из него — это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу — коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая — быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.

 

ЗАСЕВАНИЕ ЗЕРЕН


В разных краях были свои особенности этого обряда:
  •  Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева.
  •  Дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: «Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную. Де замахне — жито росте, житу пшеницю всяку пашницю. У поле ядро, а в доме добро».
  •  Другие при засевании говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю» или: «уж дай ему Богъ, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище долины, с рукавицу ширины!»

    Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, — по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив.

  • ОБРЯД ХОЖДЕНИЯ ПО ДОМАМ


    Был известен и обряд хождения по домам. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несет кошель для пирожного сбора, она предводит толпу и распоряжается дележом сбора. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
    Коляда, коляда! А бывает коляда накануне рождества.
    Коляда пришла, Рождество принесла.

    Если хозяйка выносила угощение, благодарили:
    У доброго мужика
    Родись рожь хороша:
    Колоском густа,
    Соломкой пуста!

    Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое:
    У скупого мужика
    Родись рожь хороша:
    Колоском пуста,
    Соломкой густа!

    или:
    На двор чертей, на огород червей!
    Коляда. Моляда.
    Уродилась Коляда!
    Кто подаст пирога —
    Тому двор живота,
    Еще мелкой скотинки
    Числа бы вам не знать!
    А кто не даст ни копейки —
    Завалим лазейки.
    Кто не даст лепешки —
    Завалим окошки,
    Кто не даст пирога —
    Сведем корову за рога,
    Кто не даст хлеба —
    Уведем деда.
    Кто не даст ветчины —
    Тем расколем чугуны!

    Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане. Молодежь, «разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное — рядится, или „покручивается“, и гадает о своей судьбе».
    Есть предание, что на Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.
    Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год, мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха — чтобы быть легкими, как птица.
    В наше время в ночь с 13-го га 14-е многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Жаркое из свинины или курятины будет в этот день особенно уместным на вашем праздничном столе.

    Система управления контентом
    429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
    Телефон: 8(83532) 61-3-15
    Факс: 8(83532) 61-2-15
    E-Mail: batyr@cap.ru
    TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика