Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Доклад начальника отдела образования администрации Батыревского района на августовской совещании работников образования «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на модернизацию системы образования»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

Уважаемый глава района! Уважаемые участники конференции!

Приоритетные национальные проекты в сфере образования, объявленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, представляют собой, по сути, инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России.

 Национальные проекты в сфере образования, инициированные Президентом Российской Федерации, включают следующие первостепенные задачи:

1) стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования путем финансирования проектов развития образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов (более 30 вузов и 6 тыс. школ);

2) информатизация образования через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами (за 2 года 20 тыс. школ будут подключены к Интернету дополнительно к имеющимся);

3) государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе (победителям олимпиад, научно-практических конференций и пр.); молодым изобретателям и ученым; юным гражданам, добившимся успехов в предпринимательской и другой общественно-значимой деятельности (5 тыс. грантов);

4) развитие системы профессиональной подготовки в армии, что в перспективе приведет в том числе к превращению воинской службы в эффективный современный институт образовательной и профессиональной подготовки (100 центров);

5) создание на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов и двух бизнес-школ, где благодаря эффективному размещению и концентрации новейших материальных и кадровых ресурсов удастся реализовать самые современные, «прорывные» технологии обучения и тем самым существенно повысить качество российского профессионального образования и его конкурентоспособность на мировом уровне;

6) повышение значимости и качества воспитательной работы со школьниками путем установления дополнительного вознаграждения за классное руководство в соответствии с принципами нормативного бюджетного финансирования (более 900 тыс. классных руководителей);

7) поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших востребованного и признаваемого обществом качества профессиональной деятельности (по 10 тыс. учителей).

Таким образом, национальные проекты – это то ключевое звено, которое способно вывести наше образование на качественно новый уровень, это «инкубатор» положительных системных изменений в сфере образования.

Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – не нова: система образования  района  как и всей республики успешно реализует её в течение ряда лет.. Стимулирование инновационной деятельности, создание интеллектуального капитала были нормативно и программно определены в качестве основной задачи в нашей республике давно. К примеру, еще в 1996 году у нас была принята Президентская программа «Новая школа». Для поддержки инновационной активности молодёжи, достигшей значительных результатов в различных сферах экономики и научной деятельности, бизнес-проектировании и др., были учреждены более тысячи премий и стипендий президента Чувашской Республики, ежегодно свои стипендии учреждает глава района. Введены  специальные гранты для  поддержки и развития инновационного, творческого и духовного потенциала педагогических работников и образовательных учреждений. Они позволили реализовывать инновационные проекты в жизнь.

 В последние годы заметно усилилось внимание к образованию. Это обусловлено возрастающими запросами общества - к образованному человеку. И сделано, действительно, немало. В 2006 году бюджет образования (кроме среднего и высшего профессионального) увеличился в 3,6 раза по сравнению с 2001 годом, доля расходов на образование в  районном бюджете достигла 47 процента. За последние годы решены вопросы газификации школ, детских садов (остались еже 3 школы), создаем безопасные условия жизнеобеспечения образовательных учреждений.

Новые требования в образовании привели к структурным изменениям в образовании района. У нас созданы и успешно функционируют информационно-методический центр, центр диагностики и консультирования, центр новых образовательных технологий. Сегодня в школу пришли дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог, юрист. В районе созданы 9 базовых школ, в том числе 3 ресурсных центра, К новому учебному году готовятся 52 муниципальных учреждения образования. В том числе 34 общеобразовательных школ, 15 детских садов и 3 учреждения дополнительного образования. Кроме этого на территории района функционируют 3 государственных учреждения образования: Батыревская основная общеобразовательная (вспомогательная) школа – интернат, профессиональное училище №7 и филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В число 34 общеобразовательных школ входят 15 средних, 11 основных и 8 начальных. По сравнению с прошлым годом изменился качественный состав учреждений образования: реорганизованы Новоахпердинская средняя в основную, Туруновская основная в – начальную, Татарско-Тимяшская  начальная школа стала филиалом Старотойсинской школы. Влился в состав Старотойсинской основной школы Старотойсинский детский сад. Завершили учебный год 6232 ученика  по дневной форме обучения. Получили аттестат о среднем образовании 506  по дневной форме обучения и 48 по вечерней (заочной) форме.  Из них 16 выпускников награждены золотой , 18 – серебряной медалями. Продолжат работу в школе 143  учителя начальных классов и 521 в среднем и старшем звене. Из них 96 % с высшим образованием. За  последние  5  лет   в  состав  педагогических  кадров  образовательных  учреждений  района   влились  17  молодых  специалистов, 4  учителя  немецкого  языка  получили  вторую  специальность (английский  язык), 5  продолжают  обучаться по  получению  второго  высшего  образования.   15  учителей, воспитателей и  старших  вожатых  района  повышают  свой  образовательный  и  профессиональный  уровень в  высших  учебных  заведениях. Несмотря  на  такую  работу  в  школах района  продолжают  работать  50  педагогических   работников  без   высшего  образования, в основном  это  учителя    предпенсионного  возраста. В нашем районе учителя со стажем работы до 5 лет всего 21 человек. Это самый низкий показатель в Чувашской Республике.  Удельный вес педагогических работников, имеющих квалификационные категории 63 %, в том числе имеющих высшую квалификационную категорию – 36 педагога, что составляет 4%, 425 педагогов имеют 1 квалификационную категорию – 42 %, 164 педагога имеют 2 квалификационную категорию, что составляет 16% от общего числа педагогических работников.

В районе  налажена  работа  по  курсовой  переподготовке  учителей. В 2005-06 учебном году в Чувашском республиканском институте образования прошли курсы повышения квалификации 110 педагогических работников района, что составляет 15%.              

В течение  трех  лет  по  согласованию  с ЧРИО   учителя  русского  языка и литературы,  математики, биологии  и химии, начальных классов и др. проходили  курсы  повышения  квалификации  на  базе  Шыгырданской  СОШ.

Ежегодно  проводится профессиональный конкурс  «Учитель  года», «Внедрение  новых  педагогических   технологий  в  учебный процесс». На территории  района  для привлечения  молодых  учителей для  работы  в  школах  действуют  ряд  поощрений. Всего в  2006 году  разные  формы  ссуд, ипотечный  кредит  и  безвозмездную  субсидию   получили  12 работников  образования.

За последние годы сделан существенный рывок в укреплении учебной и материальной базы образовательных учреждений. На 1 сентября 2006 кол-во компьютеров по району составляет 239. На 1 компьютер в среднем приходится 26 учеников (с учетом  детей 1-11 классов). 17 школ имеют свою Интернет-страничку. 23 школ имеют выход в Интернет. Из них по выделенной линии 2 школы. 466 учащихся имеют компьютер дома , 603 учителя владеют навыками работы на компьютере , 193 – активно применяют ИКТ в своей работе. Обеспеченность учебниками  федерального комплекта составляет: в начальной школе-100 %, основной школе-86,  средней школе -66,8%, обеспеченность учебниками республиканского компонента составляет: в начальной школе 100 %,  основной школе.-80,4,2%,  средней школе 94,5%. В школах района работают 13 школьных автобусов. Дошкольным образованием охвачено 68 % детей в возрасте от  1 года до 6.5 лет.

В районе продолжается  развитие вариативной сети ДОУ, позволяющей обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными  особенностями ребенка, ведется целенаправленная работа по увеличению охвата детей  старшего дошкольного возраста предшкольным образованием. Их охват дошкольным образованием составляет 88,6%.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ведется по комплексным программам дошкольного образования, как  «Программе воспитания ребенка-дошкольника»,  «Сообщество». С целью расширения спектра   вариативных программ  в педагогическом  процессе дошкольных образовательных учреждений,  с нового учебного года планируем введение  комплексной программы «Детство» и региональной Программы образования ребенка-дошкольника, а также парциальной программы социально-эмоционального развития дошкольника «Я, ТЫ, МЫ».       

В целях утверждения приоритетности дошкольного образования и выявления талантливых, творчески работающих педагогов проведен районный конкурс «Лучший воспитатель года – 2006». Победителем признана воспитатель МДОУ «Алманчиковский детский сад « Василек» Хадарова Лариса Владимировна. С целью подведения итогов и дальнейшего систематического развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка-дошкольника проводится  районный конкурс «Любознайка», победителем которого в этом году стала воспитанница детского сада «Василек» с. Батырево Андреева Ника.  Активное участие принимают наши дошкольники в республиканских конкурсах «Малышиада», «Светофорик».  

 Являясь Центром Южного учебного округа мы проводим мероприятия и межрайонного масштаба для  специалистов по  дошкольному  образованию. Такой семинар-совещание  прошел на базе детского  сада «Шусам» с.Первомайское по презентации парциальной программы по экологическому образованию  « Юный эколог».

Приоритетными задачами системы дошкольного образования района являются  сохранение и развитие сети ДОУ, создание условий для 100 % охвата детей старше 5 лет дошкольным воспитанием, развитие новых форм организации дошкольного образования в целях обеспечения доступности образовательных услуг, совершенствование содержания  дошкольного образования и его качества.

В последние годы происходят значительные изменения в образовании  начальной школы: наряду с сохранением лучших педагогических традиций реализуются инновационные направления, стремление к творчеству, поиск новых подходов к обучению и воспитанию младших школьников. С этой целью лучшие учителя начальных классов района объединились в творческую группу. Накоплен богатый материал по групповой форме работы. Опыт распространяется, освещается в журнале «Халах шкуле».

В прошедшей  районной олимпиаде по интеллектуальной игре с учащимися начальных классов где приняли участие 29 учеников из 20 школ, лучшие результаты показали учащиеся Батыревской СОШ № 1, Шаймурзинской СОШ- 1  места, Ст. Ахпердинской ООШ – 2 место, Б.Баишевской- 3 место.

В условиях повышенного внимания к проблемам формирования толерантности по новому осознается вопрос о национальном образовании. В последние годы проделана значительная работа по созданию условий для развития национальных школ, совершенствованию национально-регионального компонента. Здесь надо отметить,  что из 34 школ района в 26 школах ведется на чувашском и русском , 7 школах на татарском и русском и в 1 школе на русском языке. Кроме этого в 3 чувашских школах ведется татарский язык, и во всех татарских школах – чувашское слово.  В прошедшем году в нашей республике разработан полный учебно-методический комплект по родному языку и литературе для русскоязычных и чувашских школ, параллельно ведется подготовка электронных учебных пособий. Уже в текущем году 5-классники в помощь к основному учебнику будут иметь и электронный учебник, а школьники начальных классов - развивающие игры и таблицы.

Хочется отметить труд учителей Тойсинского центра образования Табаковой Марии Зиновьевны и Шыгырданской средней школы Абейдулловой Гельсирень Гадельзяновны. На их уроках. царит атмосфера свободы и непринужденности доброты и уважения друг к другу. Они также эффективно проводят внеклассные мероприятия. Они стараются внести в души ребят чистоту и добро, традиции родного народа, семейные традиции, надеясь, что эти души всегда будут открыты и восприимчивы к общечеловеческим ценностям. Надо полагать, справедливо, что они удостоилась премии Президента Российской Федерации в размере 100 тысяч рублей. Поздравляем!

Проведенная районная олимпиада по чувашскому языку и литературе  показала более высокий уровень подготовленности учащихся Сугутской, Тарханской, Балабаш- Баишевской, Тойсинского ЦО, Первомайского ЦО, Шаймурзинской, Норваш- Шигалинской, СОШ (учителя Тинюкова Н.К., Самарина В.А., Козлова В.И.,Табакова М.З., Яковлева В.П., Сорокина Е.Ф., Мадюкова М.И., Павлова Н.И.)

Призерами районных олимпиад по татарскому языку в 2005-06 учебном году стали учащиеся Долгоостровской СОШ, Шыгырданской СОШ, Шыгырданской ООШ. Ученица 10 класса Шыгырданской СОШ Шакурова Зиля, Тимергалиева Гузель, ученица 11 класса Долгоостровской СОШ стали призерами республиканской и межрегиональной олимпиад. Тимергалиева Гузель,выпускница Долгоостровской СОШ, ныне студенка ЧГУ  удостоилась получить именную стипендию Фонда «Чувашия» .

Обучение учащихся русскому языку и литературе, основанное на использовании современных компьютерных и коммуникационных технологий,  позволяют решать задачи обучения вдали от центральных школ.  Эффективно работают в  этом направлении преподаватели-тьютеры Ефимова Ольга Петровна, Гранатская Антонина Федоровна, выявляющие индивидуальные личностные качества учеников для оказания им оперативной помощи, включая дистанционную. Русский язык-государственный. Поэтому учителя – руссоведы должны нестандартно планировать свою работу , использовать средства телекоммуникаций для обучения , находить дополнительную информацию, представлять ее обучающимся в удобном виде.

   Именно так начали работать учителя Батыревской СОШ №1, Первомайского и Тойсинского ЦО, Тарханской СОШ и многие другие, которые добиваются прочных качественных знаний учащихся.    Заслуживает внимания опыт работы  Мулюковой А.А. и Табаковой О.Л.  по усилению речевой направленности обучения, целенаправленному формированию способности проводить смысловой, речеведческий, языковый анализ текста, выявлению ярких выразительных средств языка. Их опыт работы опубликован в приложении к журналу «Литература в школе» (№4-2006) Опубликованы работы учителей Ефимовой О.П. и Родионовой Р.В. (Тарханская СОШ) и др. в сборнике статей «Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс»-2006г., а также в журнале «Халах шкуле».

Все прекрасно понимают важность изучения иностранного языка в школе. В настоящее время в общеобразовательных школах района осуществляется изучение  2-х  языков: английского (75 % детей выбрали этот язык) и немецкого (25 %).  3-ий год иностранный язык наши учащиеся изучают уже со 2-го класса. В Первомайском центре образования создан и оснащен (пока что единственный в районе) кабинет инстраных языков. В своей работе учителя иностранных языков применяют новые педагогические технологии. Успешно внедряется технология «Метод проектов» учителями: Кошелевой Н.В. Б.Чеменевская СОШ, Карягиной Э.А.БСШ №1, Владмировой Г.А. Новоахпердинская СОШ и т.д. Так, например, ученица Б.Чеменевской СОШ Чегаева Екатерина заняла 1 м.на районной коференции-фестивале «Наука .Творчество.Развитие.» по теме защита окружающей среды касается всех.» С этой же темой она неплохо выступила на республиканской конференции-фестивале. Она также участвовала в международном конкурсе сочинений на английском языке «Что я хочу рассказать миру о России».

Особо хотелось бы остановиться на преподавании математики. В своей работе учителя математики используют технологии: В.Ф. Шаталова «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала», В.Н. Зайцева «Технология совершенствования вычислительных умений и навыков», «Индивидуально дифференцированный подход в обучении математике с использованием заданий на карточках» и добиваются некоторых успехов.

На районной олимпиаде по математике в 8-11 классах 6 из 14 призовых мест заняли учащиеся Батыревской СОШ №1. Призеров районной олимпиады подготовили  Клементьева А.В., Шадиряков В.П., Селиванова А.В., Сейфуллина Э.В. (Батыревская СОШ №1), Митрофанова Г.Г. (Н.Шигалинская СОШ), Белова Н.Г (Б.Баишевская СОШ), Карпова А.А. (Тойсинский ЦО), Баюсова Е.П.(Батыревская СОШ №2), Чумерина Т.В. (Новоахпердинская СОШ), Харитонова Н.М. (Долгоостровская СОШ), Иванова Н.В. (Большечеменевская СОШ). Никифоров Андрей, ученик 5 класса БСОШ №1, учитель Сейфуллина Э.В., занял 3 место на республиканском конкурсе по математике «Юные дарования». На втором районном фестивале «Наука. Творчество. Развитие.» в секции «Математика» было представлено наибольшее количество работ – 36. Первое место заняла ученица 7 класса Красномайской ООШ Емельянова Алена, руководитель учитель математики данной школы – Емельянова Э.И.

В районе прошел конкурс  «Лучший урок с использованием ИКТ». Конкурсный материал урока с использованием ИКТ учителя информатики Батыревской СОШ №1 Журавлевой Тамары Владимировны  был отправлен на республиканский фестиваль «Форт-Диалог. User – 2006».  На конкурсе «Инфознайка» этого фестиваля 37 учащихся Первомайского Центра образования заняли призовые места.

Был проведен районный фестиваль методический идей «Уроки физики и математики в современной школе». В работе фестиваля приняли участие 18 учителей из 12 школ района, учителя из Яльчикского района. На районном конкурсе творческих работ школьников «Мое творческое Я» с использованием домашнего компьютера приняли участие  75 школьников, где были представлены рефераты, презентации, графические рисунки.

В 2006 учебном году в ЕГЭ по математике сдавали 505 учащихся. Результаты ЕГЭ по математике по школам приведены в таблице. Может быть, это не совсем корректно, но все же следует заметить, что средний балл по математике по району из года в год уменьшается. По сравнению с прошлым годом средний балл уменьшился на два десятых. Наиболее низкие средние баллы у Полевобикшикской СОШ – всего 2,8,  у Большечеменевской и Шыгырданской СОШ по 3,1. Неплохие результаты у Балабаш Баишеской СОШ, ни одной двойки и самый высокий средний балл по району – 3,7 (учитель математики - Белова Н.Г.) В 2006 году очень сильно вырос процент двоек по математике, достиг почти до 18%...

В то же время в районных олимпиадах в течении нескольких лет учащиеся старших классов не набирают достаточного количества баллов для участия на республиканских олимпиадах по данным предметам. Все это указывает на то, что учителями недостаточно ведется индивидуально дифференцированная работа при обучении и подготовке к олимпиаде.

Наши школы из года в год пополняются современным оборудованием. Так в районе 2 кабинета химии оформлены и оснащены на современном уровне: в Первомайском центре образования и в БСШ-1.  Учеба в профильных классах и современное оснащение кабинета химии дает свои результаты: выпускник Первомайского центра образования Павлов Алексей занял 1-место на проводимой химической викторине в республике и поступил в один из престижных вузов в Москве, а ученик 10 класса этой же школы  Михалуков А. в республиканской олимпиаде по экологии занял 3-место.

Используя   прогрессивные  идеи, современные формы  и  методы  активного обучения, систематически  применяя  картографический  и  другой  иллюстративный  материал, технические  средства  обучения  работает  учитель  географии и  экономики  Тойсинской  СОШ  Карягин  Л. А. Учебный  материал  объединяет  в  крупные  блоки. Основной  упор  делает на  самостоятельную  работу  учащихся.

Не секрет, что на историю как на школьный предмет возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания личности, формирования чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Эта задача достигается путем занятия с учащимися  научно – исследовательской работой во внеурочное время. Большие достижения в этой области достигли учителя истории Андреева Н.Б. (БСШ №1), Езюкова А.Г. (Шаймурзинская СОШ, Лукин С.Н. (Первомайский ЦО) и др.

Хорошо выступили на республиканских олимпиадах по истории и обществознанию ученик 11 класса Первомайского ЦО Алексеев Евгений (Лукин С.Н.) – 7 и 5 места, по праву - ученик 9 класса Норваш-Шигалинской СОШ Калькин Евгений (Шалтынова Г.М.) – 10 место.

Одной из важных образовательных областей в учебном плане является «Технология». которая призвана знакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Учителя технологии стараются формировать у учащихся технико-технологическую грамотность, культуру труда и деловые межличностные отношения, приобретение умений в прикладной творческой деятельности. Ученик 9 класса Старотойсинской основной школы занял 3-место в республиканской олимпиаде по технологии (учитель Плешков В.Л.).

К числу важнейших задач современного школьного образования относятся формирование самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся, способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Профильное обучение, которое заявлено одним из приоритетов российского школьного образования, призвано стать определяющим  в решении этих задач.

В Батыревских №№1 и 2 Первомайском и Тойсинском центрах образования, Тарханской средней школе и в ряде других школ наработан хороший опыт организации углубленного изучения отдельных предметов и дифференциации содержания обучения старшеклассников. В новом учебном году необходимо отработать различные модели взаимодействия базовых школ с другими образовательными учреждениями, новые учебные программы профильных и базовых предметов. И здесь важнейшая проблема - готовность учителя для работы в профильных классах. Это должны быть высококвалифицированные педагоги, мастера. Надо признать, их не так уж много, но они есть и это, в первую очередь, учителя, которые выиграли конкурс на премии Президента России и Президента Чувашии, работающие в школах-победителях и активно участвующие в различной инновационной деятельности. Согласно приказу Министерства образования ЧР в рамках республиканского эксперимента в течение 2-х лет велось предпрофильное обучение в 9 классах школ района. В соответствии с планом-графиком введения профильного обучения на старшей ступени обучения с сентября начнется переход в 5 базовых общеобразовательных школах района на профильное обучение в 10-11- классах.  В Батыревских №№1 и2, Шыгырданской, Тарханской, Первомайском центре образования будет организовано обучение по 5 направлениям: естественно-научному, физико-математическому, гуманитарному, технологическому, социально-экономическому, физико-химическому. В истекшем учебном году в Тойсинском центре образования в рамках школьного компонента начата предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов по технологическому направлению.  Для ведения  предпрофильного и профильного обучения в районе создана нормативно-правовая база: разработаны положения по муниципальной экзаменационной и аппеляционной комиссиям, изданы распорядительные документы. Организацией итоговой аттестации выпускников 9 классов предпрофильной подготовки занималась муниципальная комиссия. По итогам «малых  ЕГЭ», все выпускники, успешно сдавшие экзамены, зачисляются в профильные классы по соответствующим  направлениям.

Существует еще один принципиально важный вопрос, без решения которого серьезные изменения в образовании обречены. Это активное вхождение школы в информационное  общество через формирование широкой инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий. В районе в 2002 году было 63 компьютера, а сегодня – 239., на 1 компьютер приходится 25 детей; в районе 7 спутниковых тарелок, два выделенных канала обеспечивают высокоскоростную связь, 4 мультимедийных проектора. В две школы, выигравших грант президента поступят учебное оборудование  на 2 млн. рублей, а каждая базовая школа приобретут мультимедийные пректоры, и получат на крупную сумму  оборудование для кабинетов. Это обязывает учителя не только уметь пользоваться компьютером, а  научиться ориентироваться в предоставляемых возможностях сети Интернет. Сохраняется острая необходимость новых идей, проектов, программ. Надо суметь соорентироваться смело участвовать  в различных проектах и выигрывать гранты. К сожалению это нам дается с трудом, мы с опаской оглядываемся на передовое, новое и за счет этого не имеем результатов

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы деятельности администрации школы по здоровьесбережению нужна модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы "Здоровье", которое должно быть разработано во всех школах, является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.

В 2005-06 учебном году наши учащиеся участвовали в 34 Всероссийских и республиканских соревнованиях по 6 видам спорта. Высоких результатов показали наши ребята в соревнованиях по армспорту по вольной. В этом большая заслуга нашей ДЮСШ.  Учащиеся района на  IIIV Спартакиаде  учащихся республики на Кубок Президента Чувашской Республики заняла 3 место среди сельских районов. В прошлом учебном году призерами и победителями первенства ЧР стали 81 учащихся, Приволжского Федерального округа – 2, этапов Кубка России – 3 ученика.

По традиции, как и в прошлые годы проведена районная Спартакиада учащихся по 22 видам спорта. В этом году победителями Спартакиады стали  учащиеся Первомайского ЦО, Батыревской СОШ №1, Норваш Шигалинской СОШ,  Кзыл Чишминской, Яншиховской, Именевской ООШ. А в прочем, в числе участников Спартакиады, как правило, проигравших не бывает…

 Национальный проект «Образование» озвучил тему воспитания как одну из важнейших вопросов общества. В новом учебном году современное, востребованное качество педагогической деятельности и важнейшая функция школы – воспитание – получат первоочередную государственную поддержку. Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием, и все плохое дается тоже воспитанием. Дело в том, что невоспитания нет вообще. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью. И  только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место, поэтому ОУ необходимо активизировать работу классных руководителей.

В ОУ района работает 363 классных руководителей. В районе организовано РМО, во всех школах действуют ВМО классных руководителей.

В целях выявления талантливых, творчески работающих педагогов организован районный конкурс классных руководителей «Лучший классный классный», где участвовали 14 классных руководителей, победителей школьного этапа.

По итогам конкурса разных номинаций были удостоены классные руководители Тарханской средней школы Родионова Р.В., Полевобикшикской средней школы Салахова Д.М., Новокотяковской основной школы Кальметова Н.Н., Долгоостровской  средней школы Тазетдинова З.Ш. Победителем конкурса стала учительница Батыревской средней школы №1 Андреева Наталья Борисовна.  

Немаловажную роль играет развитие психологической службы образования, включая не только комплекс психологических услуг, но и специализированные виды коррекционной работы с детьми , такими как дефектология, логопедия , социальная работа. Наличие в школе ставок педагога-психолога, логопеда, социального педагога только  увеличивают потенциал, повышают качество не просто образования, но и обеспечивают успешность  вхождения молодого человека во взрослую жизнь.

В нашем районе планово и поступательно продолжается работа по развитию психологической составляющей процесса обучения. Она реализуется за счет введения в  образовательные учреждения ставок педагога-психолога и ставок социального педагога. На 1 сентября 2006 года всего в школах района работают 7 педагогов-психологов и 10 социальных педагогов. Кроме них в районе функционирует Центр диагностики и консультирования, в штате которого состоит 4 специалиста: педагог-психолог (2 ставки), логопед и дефектолог.

   Оценивать труд педагога-психолога, социального педагога в каких-то цифровых параметрах достаточно сложно и потому сказать односложно об эффективности их работы трудно, но общий положительный эффект внедрения в школьную систему психологов, социальных педагогов отметить необходимо. И прежде всего это сказывается на  умение детей выстраивать самостоятельно собственную траекторию жизненного развития, вести более активную  социальную жизнь, снимать определенные психологические барьеры (сниженная самооценка, ограниченность выбора, повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах), препятствующие полноценному развитию их как личности.

  

В настоящее время в Батыревском районе идёт активный поиск путей развития детского и молодежного движения, как важнейшего фактора воспитательного процесса. Для лучшей координации и оказания методической помощи вожатыми, зам. директорами по воспитательной работе была высказана идея объединения всех реально существующих детских организаций и объединений в единую  Батыревскую районную детскую  общественную организацию.  Таким образом, в апреле этого года была создана Батыревская районная детская общественная организация «Планета детства».

22 детских организаций школ Батыревского района – Участники 1 районного слета- фестиваля представляли свои презентации детских организаций, затем прошлись праздничным шествием и на поляне «Зарничная» зажгли праздничный костер Дружбы. Эта честь была предоставлена отряду юных космонавтов Тойсинского центра образования, которые являются призерами республиканского фестиваля воздушных змеев, проходившего в рамках Слета юных космонавтов. Руководитель отряда, учитель технологии Тойсинского ЦО Свинцов В.Г. провел мастер – класс по обучению технике изготовления воздушных змеев. Свое мастерство Тойсинцы продемонстрировали и на детском Акатуй – Сабантуе.

В своем выступлении на совещании по реализации приоритетных национальных проектов в Приволжском Федеральном округе Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров напомнил о чувашской пословице "Плохой урожай хлеба – беда на год, плохие дети – горе на всю жизнь". Чтобы не допустить этого, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна быть успешной; а это возможно только в том случае, если они станут союзниками. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентированы на построение разумного образа жизни.

Традиционно каждый год в  декабре проводится общерайонное родительское собрание. В этом году  было проведено III районное родительское собрание по теме: «Проблема «трудных» детей и неблагополучных семей - проблема общая» с целью обсуждения наиболее актуальной проблемы воспитания - профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних.

Анализ сведений об учащихся школ нашего района показывает, что в наших школах обучается 7% детей из малообеспеченных семей, 17% из многодетных, 6,8% из неполных семей, 80 детей из неблагополучных семей. Основной задачей органа опеки и попечительства является содействие и обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. В органах опеки и попечительства муниципалитета на учете состоит 66 детей, денежное содержание получают 51 ребенок. В домах ребенка, детских домах, школах интернатах находятся на полном государственном обеспечении из Батыревского района 17 детей. В районе созданы 2 приемных семьи, в школе-интернате обучается 44 детей-сирот и без родительского попечения. За последние годы значительно  улучшилось обеспеченность детей школы-интерната питанием, одеждой, укрепляется материальная база, создаются комфортные условия для проживания детей. Но ничего лучше семьи для ребенка нет. Поэтому, ставится задача, ниодного осиротевшего ребенка не неправлять в интернат, а устроить в семьи. Для этого необходимо создать банк данных семей, желающих взять детей на воспитание, создавать приемные семьи.

Образовательными учреждениями проводится большая работа по профилактике девиантного  поведения учащихся. Вопросы работы с учащимися, относящихся к группе риска, находятся под пристальным вниманием дирекций школ, управления образованием, КДН, ПДН и родительских комитетов. Во всех школах взяты на учет учащиеся, склонные к правонарушениям и с ними и их семьями ведется индивидуальная работа. В каждом ОУ созданы Советы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся, оформлены уголки правовых знаний.

На профилактическом учете подразделения по делам несовершеннолетних районного отдела внутренних дел состоит 40 учащихся, 80 учащихся из «группы риска», 32 учащихся систематически пропускают занятия по неуважительным причинам. По количеству учащихся, совершивших правонарушения лидируют Н.Ахпердинская СОШ, Тарханская СОШ, Сигачинская ООШ, Батыревская СОШ №1, Алманчиковская СОШ. Нет учащихся, состоящих на учете ПДН в Тойсинской, Тат.Сугутской, Шаймурзинской, Шыгырданской, Н.Шигалинской, П.Бикшикской средних школах.

В 2006 г. на территории Батыревского района в ОУ работали 22 оздоровительных лагеря с дневным пребыванием с общим охватом 685 учащихся, 29 лагерей труда и отдыха с охватом 835 детей. Центром занятости трудо­устроено на временные рабочие места 232 подростка.

В целях организации разнообразной досуговой деятельности детей в летний период по инициативе отдела образования администрации Батыревского района в населенных пунктах организованы сводные разновозрастные отряды. Ребята разных возрастов были  объединены по месту жительства, по улицам. Школы проводят много мероприятий.

Результатом целенаправленной работы является снижение роста преступности среди несовершеннолетних начиная с 2004 года. С 2002 года снижается количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете ПДН. Если в 2001 году состояло на учете 111 несовершеннолетних, то в настоящее время на профилактическом учете ПДН Батыревского РОВД состоят 57 несовершеннолетних, из них 40 учащихся школ (снижение на 49%).

В Указе президента ЧР "О Годе духовного просвещения" ставится задача стимулирования социальной и творческой активности молодежи, потребности в интеллектуальном и культурном обогащении. В этом большая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. В районе работает ДДТ, ДЮСШ, школа искусств со своими филиалами, художественная школа им. Кокеля с общим охватом 1419 учащихся (23,3%). Всего системой дополнительного образования охвачено 5646 учащихся (86%).

С большим энтузиазмом, оригинальными творческими идеями работали педагоги дополнительного образования. Проводились разнообразные районные конкурсы, выставки, фестивали и другие массовые мероприятия.

Все наши успехи  были бы невозможны  без активного  привлечения общества к  управлению   системой образования.  Открытость, прозрачность являются основными принципами реализации национального  проекта. В настоящее время в 86 %  школ созданы попечительские  советы. Но они в полную меру по управлению школой не работают. Или руководители образовательных учреждений не хотят делиться своими полномочиями с представителями общественности или в ряде случаев не активна  сама общественность.

  В  основном попечительские  советы работают по оснащению школ компьютерной техникой, ТСО, библиотек –книгами и художественной литературой. В период весенне- полевых работ помогают возделывать дополнительные земли школ. Участвуют в подготовке школ к новому учебному году. В последнее время  затрагивают и учебно- воспитательные  темы, участвуют в  конкурсном отборе инновационных  школ и учителей своего микрорайона.

В целях организационного начала нового 2006-07 учебного года а также определения готовности школ  для создания  необходимых условий для успешного и качественного обучения и воспитания на территории района работали 4 комиссии.

Как и в остальные годы при подготовке  школ самыми острыми были вопросы обеспечения учебного процесса и  обеспечения безопасности здоровья детей: пожарная безопасность, санитарная безопасность и электробезопасность. то есть это те вопросы, для решения которых требуется вложение немалых сумм. Для этих целей в районе уже освоено 2880 тыс. руб. на капитальный ремонт и 853 тыс. руб. на текущий ремонт. Установлены автоматические пожарные сигнализации в 4 школах: Шыгырданской, Бикшикской,  Батыревской №2,  Д. Островской средней школах. Освоено по противопожарным работам 948 тыс. Фактически заново подготовлены помещения для детского сада в Старотойсинской школе, проведены работы в 6 детских садах по водоснабжению и канализации на общую сумму 703 тысячи рублей.

Перед взором членов комиссии в большинстве школ встали хорошо убранные территории, покрашенные и со вкусом оформленные помещения, готовые к новому отопительному сезону котельные, обновленные по внутреннему содержанию учебные кабинеты, пополненные новыми экспонатами музеи, находящиеся в отличном состоянии учебно-опытные участки и многое-многое другое.  К примеру, в  Абамзинской начальной школе-детский сад всех привел в восхищение выполненный из цветов герб Чувашской  Республики. Если сказать о цветах, нет в районе ни одной школы, где бы не было прекрасных цветников. В Старотойсинской, Новоахпердинской основных, Долгоостровской, Балабаш Баишевской, Норваш Шигалинской, Тарханской средних, Первомайском центре образования и в др. появились заново оформленные прекрасные учебные кабинеты географии, иностранных языков, физики, биологии, химии, математики, чувашского языка и литературы, русского языка и литературы. Во многих школах за лето пополнилась и обновилась спортивная база: приобретены спортивный инвентарь и оборудование, заново подготовили к приему детей спортивные площадки и спортивные залы. В корне меняется вид и внутренне содержание профессиональное училище №7: обновлены и оформлены многие учебные кабинеты, территория благоустроена

По заключению комиссии все школы готовы к новому 2006-2007 учебному году и тому подтверждение подписанные всеми членами комиссии акты готовности учебных заведений.

Несомненно, реализация национального проекта, учреждение федеральных грантов и премий дадут новый стимул инновационному развитию школ. И победителями должны стать действительно лучшие, уникальные школы – по содержанию и организации работы. Они концентрируют в себе опыт лучших образцов образования. Каждая из этих школ может и должна стать современным образовательным методическим центром, транслятором передовых технологий. Только при условии превращения опыта лидеров в массовую практику изменится все образование в целом.

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика