Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 28 декабря 2015 г. N 2922 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

 

В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра С.В. Петрову.

3. Настоящий приказ выступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Министр

В. Иванов

Зарегистрировано в Минюсте ЧР 28 января 2016 г.

Регистрационный N 2804

Утверждена
приказом Министерства
образования и молодежной политики
Чувашской Республики
от 28 декабря 2015 г. N 2922

Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

Настоящая Программа разработана в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2012 г., регистрационный N 25269), от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37205) в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями, усыновителями (удочерителями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - кандидаты, дети (ребенок), оставшиеся(ийся) без попечения родителей).

I. Общие положения

Опыт прохождения курса по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее также - курс подготовки, программа подготовки кандидатов), позволит кандидатам оценить свою психологическую готовность и реальную возможность принятия в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей; разобраться в формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, правовых нормах, регулирующих вопросы усыновления, опеки и попечительства; освоить процедуру подготовки документов на оформление различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; подготовиться к переменам в жизни, связанным с принятием на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; получить квалифицированную помощь и поддержку специалистов в области опеки и попечительства; получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; ознакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей (удочерителей), уже взявших на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - замещающие родители).

Цель курса подготовки: социально-психолого-педагогическая подготовка кандидатов к осуществлению функции замещающих родителей.

Задачи курса подготовки:

- оказание помощи в получении психологических, педагогических, юридических и медицинских знаний, необходимых для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и формировании собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;

- обучение кандидатов умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- создание условий для обмена опытом между кандидатами и замещающими родителями;

- информирование кандидатов о центрах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Центры сопровождения).

Курс подготовки рассчитан на 42 академических часа и проходит в группах по двум формам обучения:

- очная;

- очно-заочная.

Занятия по очной форме обучения проводятся в виде лекций, семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).

Обучение по очно-заочной форме обучения осуществляется по программе очной формы и проводится с использованием дистанционных методов подготовки кандидатов с обязательным их участием на практикумах и тренинговых занятиях. В рамках указанной формы обучения предполагается самостоятельное изучение кандидатами лекционного материала с помощью интернет-технологий (электронная почта, skype-связь).

По итогам обучения кандидаты получают свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2012 г., регистрационный N 25269) (далее - свидетельство).

II. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Заочные, дистанционные, всего

Лекции

практикумы

тренинги

индивидуальные консультации (собеседования)

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов

1

1

 

 

 

1

1.1.

Содержание, цели и задачи программы подготовки кандидатов.

1

1

 

 

 

1

Раздел 2. Представление о потребностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и необходимых компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей.

8

 

 

8

 

 

2.1.

Потребности развития детей, оставшихся без попечения родителей.

2

 

 

2

 

 

2.2.

Обеспечение потребностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом условий жизни семьи замещающих родителей.

2

 

 

2

 

 

2.3.

Компенсаторный подход в формировании компетенций по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

2

 

 

2

 

 

2.4.

Формирование навыков эффективного взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих родителей.

2

 

 

2

 

 

Раздел 3. Этапы развития ребенка.

1

1

 

 

 

1

3.1.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.

 

1

 

 

 

1

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

10

 

8

2

 

 

4.1.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение.

4

 

2

2

 

 

4.2.

Диспропорция развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

6

 

6

 

 

 

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

2

2

 

 

 

2

5.1.

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2

2

 

 

 

2

Раздел 6. Адаптация ребенка, оставшегося без попечения родителей, и семьи замещающих родителей.

2

 

2

 

 

 

6.1.

Основные этапы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, приходящего в семью замещающих родителей. Способы преодоления трудностей в адаптационный период.

2

 

2

 

 

 

Раздел 7. "Трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления "трудным" поведением такого ребенка.

1

 

1

 

 

 

7.1.

Формы "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, их причины и способы работы с ними.

1

 

1

 

 

 

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

4

2

 

2

 

2

8.1.

Создание безопасных условий для воспитания детей, испытавших жестокое обращение.

2

 

 

2

 

 

8.2.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

2

2

 

 

 

2

Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка.

2

 

2

 

 

 

9.1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

2

 

2

 

 

 

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3

 

3

 

 

 

10.1.

Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

1

 

1

 

 

 

10.2.

Психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах. Гендерные различия в развитии детей.

2

 

2

 

 

 

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи кандидатов

5

5

 

 

 

5

11.1.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

1

1

 

 

 

1

11.2.

Перечень и содержание правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы усыновления, опеки и попечительства.

2

2

 

 

 

2

11.3.

Основные права и свободы несовершеннолетних.

2

2

 

 

 

2

Раздел 12. Взаимодействие замещающих родителей с органами опеки и попечительства и Центрами сопровождения

1

1

 

 

 

1

12.1.

Взаимодействие замещающих родителей с органами опеки и попечительства, социальным окружением и родительским сообществом.

1

1

 

 

 

1

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки.

2

 

1

 

1

 

13.1.

Готовность и способность кандидатов к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

1

 

1

 

 

 

13.2.

Итоговое собеседование (вручение кандидатам свидетельств).

1

 

 

 

1

 

 

Всего, час.

42

12

17

12

1

12

 

 

 

III. Учебная программа

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов (1 час).

Тема. Содержание, цели и задачи программы подготовки кандидатов.

Освоение раздела в зависимости от формы обучения по программе подготовки кандидатов осуществляется посредством проведения лекции либо с использованием дистанционных методов подготовки кандидатов, включая проведение с каждым из кандидатов структурированного интервью в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в их семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий, которые будут способствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей). В рамках указанного раздела изучаются следующие темы:

- содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов;

- задачи подготовки, в том числе касающиеся выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказание помощи кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, ответственности замещающих родителей;

- причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот); процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и знакомства с потенциальной семьей замещающих родителей;

- ознакомление кандидатов с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирование у кандидатов знаний в области детской психологии, развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирование у кандидатов представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- ознакомление кандидатов с особенностями протекания периода адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в своей семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, и способами преодоления такого поведения;

- ознакомление кандидатов с обязанностями по сохранению здоровья ребенка, оставшегося без попечения родителей, и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих родителей;

- понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов);

- общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, и необходимых компетенциях (ценностях, знаниях, умениях) замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей (8 часов).

Тема 1. Потребности развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 2. Обеспечение потребностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом условий жизни семьи замещающих родителей.

Тема 3. Компенсаторный подход в формировании компетенций по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 4. Формирование навыков эффективного взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих родителей.

В рамках освоения указанных тем осуществляется:

- изучение потребностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в семье замещающих родителей, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами необходимости их обеспечивать;

- проведение оценки кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, с учетом условий жизни своей семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

- проведение оценки кандидатами имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка (1 час).

Тема. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка.

Освоение указанной темы включает в себя изучение:

- общей характеристики основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

- роли психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (10 часов).

Тема 1. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение.

Тема 2. Диспропорция развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

Освоение указанного раздела включает в себя изучение следующих тем:

- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение;

- оценка кандидатом своей возможности воспитывать ребенка, оставшегося без попечения родителей, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) (2 часа).

Тема. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Освоение указанной темы включает в себя изучение:

- потребности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития такого ребенка; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;

- причин возникновения, проявления и последствий эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- типов "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");

- понятия "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологических особенностей и этапов процесса переживания ребенком, оставшимся без попечения родителей, горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствий вторичного отказа замещающих родителей от ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Раздел 6. Адаптация ребенка, оставшегося без попечения родителей, и семьи замещающих родителей (2 часа).

Тема. Основные этапы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, приходящего в семью замещающих родителей. Способы преодоления трудностей в адаптационный период.

Освоение указанного раздела включает в себя изучение следующих тем:

- особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, оставшегося без попечения родителей, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

- роль специалистов в области опеки и попечительства в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации в их семье ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Раздел 7. "Трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления "трудным" поведением такого ребенка (1 час).

Тема. Формы "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, их причины и способы работы с ними.

При изучении указанного раздела проводится практикум с использованием восстановительных технологий (медиация) и осуществляется рассмотрение следующих тем:

- формы "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- причины задержки усвоения ребенком, оставшимся без попечения родителей, этических ценностей и общественных норм;

- понимание замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь соответствующие специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка, оставшегося без попечения родителей. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка, оставшегося без попечения родителей (4 часа).

Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания детей, испытавших жестокое обращение.

Тема 2. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Освоение указанного раздела включает в себя изучение следующих тем:

- создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот, безнадзорностью в семье кровных родителей, бродяжничеством);

- способы безопасного поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в семье замещающих родителей, на улице и в общественных местах.

Раздел 9. Особенности полового воспитания ребенка (2 часа).

Тема. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Способы защиты от сексуального насилия.

Освоение указанной темы включает в себя изучение:

- возрастных закономерностей и особенностей психосексуального развития ребенка, разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

- формирования половой идентичности у ребенка; полоролевой ориентации и осознания половой принадлежности;

- способов защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей (3 часа).

Тема 1. Семья как реабилитирующая среда в обеспечении потребностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Тема 2. Психическое развитие ребенка на разных возрастных этапах. Гендерные различия в развитии детей.

Освоение указанного раздела включает в себя изучение следующих тем:

- образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

- стабильность семейных отношений кандидатов;

- способы реагирования замещающих родителей на стрессовые ситуации;

- социальные связи семьи кандидата; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи замещающих родителей;

- понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи кандидатов (5 часов).

Тема 1. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Тема 2. Перечень и содержание правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы усыновления, опеки и попечительства.

Тема 3. Основные права и свободы несовершеннолетних.

В рамках указанного раздела осуществляется изучение следующих тем:

- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам; порядок представления кандидатами документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;

- порядок представления кандидатам сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

- правила посещения организаций для детей-сирот, обязанности администрации данной организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка, оставшегося без попечения родителей; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот документов на ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства и перечня документов;

- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

- меры социальной поддержки замещающих родителей и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся ими, установленные федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье; порядок представления замещающими родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;

- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком, оставшимся без попечения родителей, замещающим родителям и замещающими родителями ребенку, оставшемуся без попечения родителей, третьими лицами замещающим родителям и ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судов общей юрисдикции Российской Федерации;

- основные права и свободы несовершеннолетних: право на жизнь, на охрану чести и достоинства личности, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений, на свободу мысли, слова, на свободу совести и вероисповедания, право свободно передвигаться и другие права и свободы.

Раздел 12. Взаимодействие замещающих родителей с органами опеки и попечительства и Центрами сопровождения (1 час).

Тема. Взаимодействие замещающих родителей с органами опеки и попечительства, социальным окружением и родительским сообществом.

При освоении указанной темы осуществляется изучение:

- родительских и профессиональных функции замещающих родителей;

- порядка взаимодействия замещающих родителей с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также важности такого взаимодействия;

- порядка информирования кандидатов о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих родителей по месту проживания семьи;

- порядка взаимодействия замещающих родителей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки (2 часа).

Тема 1. Готовность и способность кандидатов к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

Тема 2. Итоговое собеседование (вручение кандидатам свидетельств).

Подведение итогов освоения курса подготовки проводится в виде практикума родительской состоятельности, в рамках которого осуществляется:

- обсуждение результатов усвоения курса подготовки, выполнения домашних заданий;

- обсуждение степени готовности кандидатов к приему детей, оставшихся без попечения родителей;

- проведение самооценки кандидатов и выявление готовности кандидатов к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью;

- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью (составляется совместно с кандидатами по их желанию).

 

IV. Требования к уровню подготовки кандидатов, успешно усвоивших программу подготовки кандидатов

4.1. Кандидаты, успешно усвоившие программу, должны иметь четкое представление:

- о системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей с Центрами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, меры поддержки замещающих родителей;

- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью таких детей;

- о потребностях нормального развития детей, оставшихся без попечения родителей, основах ухода за ними;

- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;

- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;

- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.

4.2. Кандидаты, успешно усвоившие программу, должны знать:

- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, так и в отношении Центра сопровождения;

- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;

- важность удовлетворения потребности детей, оставшихся без попечения родителей, в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей, оставшихся без попечения родителей;

- о влиянии прошлого опыта детей, оставшихся без попечения родителей (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей и др.), на психофизическое развитие и поведение;

- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на разных этапах проживания горя;

- особенности протекания периода адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в семье замещающих родителей;

- о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей, оставшихся без попечения родителей;

- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

- возрастные психофизиологические особенности сексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

4.3. Кандидаты, успешно усвоившие программу, должны уметь:

- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных для приема в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, и их воспитания;

- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей;

- рассматривать "трудное" поведение детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;

- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения детей, оставшихся без попечения родителей;

- быть готовыми оказать поддержку детям, оставшимся без попечения родителей, переживающим горе и потерю;

- предотвращать риск жестокого обращения с детьми, оставшимися без попечения родителей, в своей семье;

- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей, оставшихся без попечения родителей;

- понимать связи между потребностями развития детей, оставшихся без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;

- заботиться о здоровье детей, оставшихся без попечения родителей;

- соблюдать конфиденциальность в отношении детей, оставшихся без попечения родителей;

- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

V. Итоговая аттестация по программе подготовки кандидатов

Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и при успешном усвоении программы подготовки кандидатов (усвоение не менее 80% занятий программы) завершается выдачей свидетельства.

 

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика